Steve McCurry
«Должен признаться, что я – уличный фотограф, который находится в поиске моментов и ситуаций», – говорит МакКарри, рассказывая о себе. Даже одна фотография может стать триумфом наблюдения, целой повестью об одиночестве, отражением людей на ярком городском ландшафте.
Стив МакКарри путешествует и фотографирует уже почти сорок лет. Я знаком с ним в течение последних тридцати. Будучи изобретательным путешественником, очень простым в общении и самым трудолюбивым творческим человеком из всех мне известных, Стив – великолепный фотограф. Он всегда очень наблюдателен и полностью сконцентрирован на сути вещей, на раскрытии гуманности в каждой работе. Один из этих снимков – фотография Шарбат Гула (Sharbat Gula), зеленоглазой афганской девушки-подростка, которую он сделал в лагере беженцев в 1984 году, – стал одним из самых узнаваемых фотоснимков во всей истории фотографии. Будучи Стивом, он сумел найти ее 17 лет позже и сфотографировать повторно.
Перед тем, как стать фотографом, он был путешественником и любителем риска. В возрасте 22 лет, в поиске нового, он проехал автостопом от своего дома в США через Мексику и Центральную Америку до самой Панамы («я там купил несколько объективов»). Еще до своего тридцатилетия он пропутешествовал через Югославию и Болгарию, в одиночку – вниз по Нилу, побывал в Уганде и Кении; в конце 1970-х в течение двух лет бродяжничал по Индии и посетил Непал и Таиланд. Замаскированный под афганского крестьянина, он пробрался в Афганистан. И это все лишь в двадцать с лишним лет.
Общеизвестно, что в начале 1979 года, во времена гражданской войны, отрастив бороду и одетый в местные одежды, шальвары, в сопровождении группы из пяти афганцев из Читрала, неспокойной северо-западной провинции Пакистана, он проник в долину Кунар в Афганистане, фотографируя сожженные деревни, бомбежки и жестокость. Он прошел весь путь пешком по горным дорогам, живя за счет ягод и ночуя в бараках. Десять месяцев спустя, когда Советские войска вошли в Афганистан, его фотографии непокорных афганских моджахедов были первыми из опубликованных в Европе и Америке.
После повторного посещения Афганистана и работы в Бейруте, Белуджистане и на границе Камбоджи он обрел славу военного фотографа. «Но это не то, что я желал. Я хотел свободной работы, возможности ехать туда, куда мне заблагорассудится».
Он осуществил свои мечты – в своих путешествиях по Индии, Южной Америке, Японии и Африке он посвящал себя искусству и поискам света; многие из его работ являются историческими по своей сути. В своих фотографических хрониках он попутно запечатлевал обычаи, повседневную жизнь и наряды теперь уже утерянного мира.
«Я горд выбором места, условий и освещения при проведении съемок в этом проекте», – рассказывает Стив МакКарри о создании календаря Pirelli в Рио. «Главная задача состоит в нахождении света, правильного времени суток, правильного места, а затем – в том, чтобы заставить все это максимально проявиться. Свет – это всё».